вторник, 15 июля 2014 г.

Мыс Бесов Нос

Самым известным и наиболее таинственным местом скопления петроглифов считается мыс Бесов Нос. Он расположен на восточном берегу Онежского озера и выдается вглубь на 750 метров. Благодаря удачному местоположению, Бесов Нос с незапамятных времен по сегодняшний день использовался как значимый географический ориентир. Об этом свидетельствует установленный на конце мыса, к сожалению, уже не действующий, деревянный, 16-и метровый маяк. Рядом находится заброшенный поселок Шальский, состоящий из 4-5 заросших бурьяном полуразрушенных домов. Не смотря на это, вся территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником, находящимся под защитой Государства. Мыс Бесов Нос является постоянным объектом интереса для экспедиций ученых Российской Академии Наук и их коллег из Скандинавских стран. В окрестностях мыса обнаружено более 50 древних стоянок, датируемых V-VI тысячелетием до н.э.
Исследователи практически единогласно приходят к выводу, что мыс Бесов Нос представляет собой крупное языческое святилище, где предки современных финнов и карелов осуществляли свои таинства и жертвоприношения. Гранитные плиты мыса прямо-таки испещрены большим количеством наскальных изображений, выдолбленных, видимо, ударами кусков более твердого кварца на глубину от 2 до 5 мм. По самым приблизительным оценкам на мысу сосредоточенно более 500 петроглифов. По своим размерам комплекс занимает пятое место среди памятников наскального искусства всей Северной Европы. 
Большая часть уцелевших петроглифов сосредоточена на его западной оконечности и центральном мысу. Рисунки на северной и южной оконечностях мыса значительно повреждены и трудночитаемы. Виной этому стали как естественные причины, так и человеческий фактор. К счастью, до сих пор целы и хорошо читаются три основных изображения, которые считаются сердцем комплекса. Речь идет о самых крупных фигурах (приблизительно 2,5 м в длину) выбитых на нижнем ярусе центрального выступа. Это изображения Ящерицы, Рыбы (предположительно сома) и Беса. Первые две фигуры примечательны только своими размерами и не выходят за рамки древней изобразительной традиции. Чего не скажешь о фигуре Беса, в честь которой, кстати, и был назван мыс.

«Бес» название условное, закрепившееся за ним благодаря монахам из лежащего в 25 км к югу от мыса, Муромского монастыря. Как называли того кто изображен, и кто это на самом деле, современным археологам остается только догадываться. Фигура представляет собой условное изображение человеческого существа с бочкообразным телом и квадратной головой. Руки разведены в стороны, и на каждой из них можно легко сосчитать по пять пальцев. У фигуры тонкие, непропорционально маленькие кривые ноги и тонкая длинная шея. Голова существа прорисована достаточно подробно. Можно различить рот, нос и несимметричные глаза. Один глаз изображен как крупное пятно, а второй - кружком с точкой в центре. Деля фигуру Беса вертикально по центру, проходит глубокая трещина с обработанными краями. Большинство исследователей считает, что трещина была изначально, и именно вокруг неё была выбита фигура. Согласно этой теории желоб-трещина служил важнейшим сакральным элементом всего комплекса. Считается, что туда стекала кровь жертвенных животных во время празднеств и молений. Кроме того, левую руку «Беса» перекрывает православный крест, который по мнению многих исследователей был нанесен намного позже монахами Муромского монастыря, в знак победы православной веры над языческими ритуалами. Косвенно это подтверждает теорию существования языческого святилища на Бесовом Носу потому, что монахи, вряд ли стали бы тратить столько времени на борьбу с простыми наскальными изображениями. 
Бесов Нос, из-за своей труднодоступности редко посещается обычными туристами. Как правило, его основные посетители охотники и рыбаки, для которых он является хорошим ориентиром и перевалочным пунктом. Именно они стихийно возобновили древний ритуал наших древних предков. Речь, конечно же, не идет о кровавых жертвоприношениях, но «щель» проходящая через Беса, вновь используется по назначению. Отправляясь на промысел, рыбаки и охотники опускают в щель монеты и другие ценные вещи, в надежде, что хозяин мыса будет благоволить им в их нелегком деле.
Так же существует версия, что изображенный Бес, вполне реальное существо, которое до сих пор обитает в окрестностях Муромского озера и представляет из себя не что иное как Снежного Человека. Во всяком случае, существует несколько свидетельств о встречах человека с ним, относящихся к концу прошлого века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий